Nirvana Tattoo

История татуировки

И татуировка жива, как и тысячи лет назад! Жива, и продолжает делать
счастливыми тысячи людей на земном шаре. Автор неизвестен

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес татуировку на свою кожу.

Доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 4 000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуирования тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода.

Глубоки исторические корни татуировки, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая «купчую», тщательно изображали точную копию своей маски Моко. Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.
Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных не татуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — «Апо-Кезио» всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и «Апо-Кезио».

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только «дикарями». В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье- еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — «собака». В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое.

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями-пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбомеандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

Татуировка давно является искусством, и даже отдельно стоящим явлением. Она — одна из самых старых художественных форм всех народов, берущая свое начало в процессе пещерной живописи. В те времена тату служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а, кроме того, наделялась определенной магической силой. Археологи утверждают, что рисунки на кожу умели наносить древние египтяне во времена между 2800 и 2600 годами до нашей эры. Во всяком случае, на коже мумий, найденных в знаменитых пирамидах Гизе, различимы узоры. Древние египтяне почитали искусство тату и научили, благодаря торговым связям, разрисовывать собственные тела жителей Персии, Греции и Крита. Отсюда тату, очевидно вместе с мастерами, мигрировали в юго-восточную Азию, достигнув Дальнего Востока.
Наибольший рассвет культура тату получила в Японии, где до недавних пор разрисованные тела почитались не меньше, чем принадлежность к самураям. Именно жители Хонсю, Хоккайдо и Сикоку впервые предложили трехмерные изображения. Вместо обыкновенных орнаментов и плоских фигур они стали изображать мифических животных в разных цветах. Японцы предложили также невидимое тату, которое появлялось при покраснении кожи или попадании на нее воды. Такие тату-невидимки выполнялись с использованием рисовой муки, которая втиралась в разрезы кожи.

Причины возникновения обычая тату, возможно, кроются в естественных повреждениях кожи: шрамах, рубцах, появлявшихся в сражениях, на охоте у храбрых воинов, им хотели подражать, происходило это в конце Ледникового периода… Белокожие народы Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании практиковали татуировку, а чернокожие отдавали предпочтение рубцеванию, от рождения до смерти татуировка со-провождала индейские племена Полинезии и Индонезии.

К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.» Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово «tattoo», но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря».

К концу XIX века мода на аборигенов угасла, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных «профсоюзов“, использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-«репертуара» морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О’Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок. И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления.

Кто бы ни являлся носителем этого «украшения», тату-культура распространялась по миру, как эхо в горах, как круги по воде. Именно мистическая особенность этой культуры манить, привлекать к себе спасла её в жерновах истории. А были в ее жизни и не самые удачные времена и моменты — чего стоит хотя бы факт татуирования порядковых номеров на руках пленников фашистских концентрационных лагерей. В СССР тату-культура вообще была вне закона (уголовная статья за изготовление татуировок была отменена в пятидесятые годы прошлого века). Всё это, безусловно, оказывало пагубное влияние на древнее искусство, заставляло его мимикрировать, подстраиваться под ситуацию, отмирать.

На сегодняшний день татуировка является полноценным ИСКУССТВОМ, естественно, в руках профессионалов, и диктует моду среди всех слоев населения не меньше, чем подиумы с моделями одежд по всему миру. Уходят в прошлое примитивные наколки в виде своего имени или имени кого-то. Их места занимают высокохудожественные произведения мастеров татуировки, каждый из которых в свою очередь является первоклассным художником. Сегодняшние нательные рисунки выполнены на высочайшем техническом уровне и использованием нетоксичных красящих пигментов. Выполняются работы оборудованием, прошедшим свою техническую эволюцию многие десятилетия и призванные наносить как можно меньше повреждений коже с максимальным конечным результатом. Нанесение татуировки происходит с использованием только одноразовых и стерильных инструментов и материалов. При необходимости применяется местная анестезия. Одним словом, — это ИСКУССТВО!!!